В системе показателей эффективности производственной деятельности предприятия и реализации готовой продукции самое важное место можно отвести такому показателю, как себестоимость продукции.
Производственная себестоимость продукции – это затраты на производство и дальнейшую реализацию данной техники, выраженные денежном эквиваленте. Производственная себестоимость продукции является показателем синтетическим, в нем отражаются все нюансы хозяйственной, производственной и финансовой деятельности предприятия, в том числе, трудовые, материальные, финансовые, а также качество работы отдельных сотрудников и руководства предприятия.
Исчислять и анализировать данный показатель необходимо по нескольким причинам, в том числе, для того, чтобы определять показатели рентабельности различных видов продукции и производственной деятельности предприятия в целом, а также для вычисления оптовой цены на готовую продукцию и исчисления дохода в масштабе страны в целом. Производственная себестоимость продукции – это важный фактор формирования прибыли предприятия. Если данный показатель повышается, тогда размер прибыли при равных условиях будет уменьшаться на эту же величину.
Для того чтобы получить более точные сведения о себестоимости продукции, необходимо четко определить состав всех производственных затрат на производство данной продукции.
Кроме этого, в планировании, калькулировании, учете и анализе существуют кроме понятия производственной себестоимости продукции себестоимость полная и цеховая. Цеховая себестоимость состоит из косвенных и прямых затрат всех производственных цехов на изготовление готовой продукции. Полная себестоимость представляет собой производственную себестоимость и внепроизводственные расходы, в том числе, расходы на реализацию готовой продукции.