С чего начать тому, кто решил заняться бизнесом? Если в запасе уже есть многообещающая идея, то нужен работоспособный план для ее воплощения. Неважно, собираетесь ли вы чинить автомобили или печь торты: превратить мечту в реальность поможет бизнес-план, который нужен любому предпринимателю. Его можно составить самостоятельно либо взять за основу готовый пример с расчетами и адаптировать под собственные нужды.
Проработка бизнес-плана
Существует много пошаговых инструкций о том, как составить бизнес-план для конкретного предприятия. Но прежде чем воспользоваться чужими наработками, предпринимателю нужно сформулировать цели и задачи проекта.
Здесь поможет схема, описывающая суть вашего бизнеса:
- Идея – чем планируете заниматься.
- Продукт – объект бизнеса, который будет генерировать выручку.
- Клиенты – основные потребители продукта или услуги
- Механизм работы – путь от изготовления товара до его продажи клиенту.
- Среда обитания – оптимальное место расположения офиса, производства.
- Инвестиции – сколько денег нужно вложить.
- Риски – что случится, если дело прогорит, и как этого избежать.
В реальности бизнес-план «для внутреннего употребления» может выглядеть так.
«Я хочу открыть швейное ателье по пошиву классических мужских костюмов. Изготавливать их буду на японском оборудовании. Поскольку мой бизнес ориентирован на состоятельных клиентов, ателье должно располагаться в деловой части города. Рекламировать его собираюсь традиционным способом: наружная вывеска, объявления в СМИ. Чтобы раскрутиться, мне понадобится 500 тыс. руб. Своих денег не хватит, значит, придется искать инвестора, готового добавить половину этой суммы».
Это вполне работоспособный «скелет» бизнес-плана. Для его доработки необходимо переложить слова в цифры. Тогда схематичный набросок превратится в полноценный документ для внешних пользователей: партеров, инвесторов, государственных структур.
Выбор формата
Какой бизнес-план подойдет именно вам, зависит от размера предприятия, сложности поставленных задач, ожидаемых перспектив. Начинающие предприниматели нередко шарахаются из одной крайности в другую. Оптимисты ограничиваются схематичным перечислением будущих преимуществ и простейшей табличкой доходов/расходов в Ecxel, пессимисты обзаводятся многостраничным документом, на составление которого тратят половину средств, предназначенных для развития.
Фактически, для малого бизнеса достаточно грамотного анализа ожидаемых денежных потоков и трат. Для ателье, изготавливающего 25 костюмов в месяц она может выглядеть так:
Доходы, тыс. руб. | Расходы, тыс. руб. | |
Себестоимость | 250 | |
Выручка | 500 | |
Зарплата персонала | 120 | |
Налоги | 50 | |
Арендная плата | 20 | |
Коммунальные платежи | 5 | |
Разовые расходы | 5 | |
Погашение субсидии | 10 | |
реклама | 5 |
Ожидаемая прибыль составит 35 тыс. руб., рентабельность – 7%. Очевидно, что при таком раскладе предприятие все время будет балансировать на грани убытка. Следовательно, бизнес-план нуждается в дальнейшей проработке.
SWOT-анализ бизнес-плана
Скорректировать первоначальные наметки, поможет SWOT-анализ. Он заключается в оценке четырех факторов, влияющих на успешность бизнеса:
- Strengths – преимущества проекта, его сильные стороны, позволяющие опередить конкурентов (хорошая рентабельность, незанятая рыночная ниша, наличие в команде профессионалов).
- Weakness – недостатки, слабые стороны (завышенная себестоимость товара, нераскрученность бренда, недостаток поставщиков сырья).
- Opportunities – возможности (получение недорогого кредита, субсидий от государства, внедрение новых технологий).
- Threats – угрозы, внешние факторы, не поддающиеся контролю (политическая нестабильность, ухудшение демографической ситуации).
Применим принципы SWOT-анализа к бизнес-плану по открытию ателье:
- Strengths – я инженер-технолог швейного производства, знаю его особенности изнутри, моя приятельница – модельер по образованию и неплохая портниха. Пригласим знакомую закройщицу, и получится отличная команда. Мы быстро сработаемся, недопонимания и конфликтов не будет.
- Weakness – в центре дорогая арендная плата, найти подходящее помещение сложно. В городе есть швейная фабрика, придется конкурировать с ней в премиум-сегменте.
- Opportunities – обратимся в Центр поддержки предпринимателей, получим субсидию на развитие бизнеса. Тогда не придется платить банку за кредит.
- Threats – экономика сейчас на спаде, количество состоятельных людей уменьшается, возможно, будет мало клиентов. Тогда придется оказывать дополнительные услуги, например, шить форму для учеников местной гимназии.
На самом деле, хороший бизнес-план вполне реально составить самому. Для этого нужно четко понимать, чем вы будете заниматься, и обладать необходимыми навыками для реализации своей идеи.