Фондоотдача – это показатель эффективного использования основных средств предприятия, который является обратным фондоемкости, а рассчитывается как частное годового выпуска продукции к стоимости основных средств предприятия, с помощью которых продукция на данном предприятии была произведена. Иными словами, фондоотдача является характеристикой основных средств предприятия.
Фондоотдачу можно определить путем отношения выпуска продукции, в том числе, товарной, валовой и чистой, к средней стоимости основных фондов за год. Показатель фондоотдачи необходим при анализе использования основных средств на предприятии, при построении планов объемов производства и приобретения новых технологий.
На показатель фондоотдачи оказывают влияние определенные факторы:
— активная часть основных средств
— состав и структура, а также возраст использования технологического оборудования
— усовершенствование металлорежущего оборудования
— время работы технологического оборудования
— интенсивность использования оборудования, основных машин и т.д.
На сегодняшний день для многих предприятий основной проблемой является сбыт произведенной продукции. В условиях сегодняшней достаточно жесткой конкуренции цена товара становится практически основным фактором формирования потребительского спроса. Однако, если постоянно снижать цены и предоставлять потребителям всевозможные скидки, можно рано или поздно довести предприятие до экономического кризиса, так как выручка за проданный товар даже не будет покрывать затрат, понесенных при его изготовлении. В итоге предприятие может стать неплатежеспособным. Выходом из положения может стать снижение затрат предприятия.
Многие руководители придерживаются мнения, что если постоянно увеличивать объем выпуска продукции за счет снижения расходов, можно снизить себестоимость выпускаемой продукции. Увеличения объема продукции можно добиться приобретением нового оборудования, обычно в кредит.
Конечно, наличие дополнительного нового оборудования поможет увеличить выпуск продукции, однако, ожидаемые результаты получат только те предприятия, которые увеличивают выпуск продукции из-за повышенного потребительского спроса на нее.
Остальные предприятия, приобретая новое оборудование, могут увеличить свои долги, остатки готовой продукции на складах, иными словами, их ожидает отвлечение средств из оборота.