Инфляция издержек проявляется в росте цен на определенные ресурсы или факторы производства. Инфляция издержек может возникнуть в результате возможного уменьшения предложения по совокупности и сопровождается при этом сокращением объемов производства и занятости населения, соответственно, повышением уровня безработицы в целом.
Инфляция издержек производства может возникать в основном по двум причинам:
— в процессе повышения цен на топливо, сырье, соответственно, увеличения цен на импортные товары, изменения условий добычи ископаемых, повышения расходов на транспортные услуги— в случае повышения заработной платы благодаря требованиям профсоюзов. Если повышению зарплаты не соответствует, например, повышение производительности труда рабочих, тогда увеличиваются издержки производства. Производители продукции прибегают к сокращению объемов ее выпуска. При неизменном росте цен на данную продукцию уменьшение предложения на рынке ведет к повышению цен на данную продукцию. Растет уровень безработицы.
В случае первой причины возникновения инфляции издержек происходят определенные нарушения в предложении, которые в основном не связаны с изменениями в общем потребительском спросе. Такую ситуацию принято называть «шок предложения», данный термин возник после резкого увеличения цен в 1977-1980 годах. Этот термин представлял собой реакцию стран, которые являлись основными потребителями нефти на данное повышение цен. В настоящее время данным термином характеризуется резкое повышение цен на любые производственные факторы, к которым, однако, не относится заработная плата, что ведет к появлению роста издержек производства и росту цен в целом.
Экономика в целом может по-разному отреагировать на инфляцию, это происходит в зависимости от ожиданий и поведения определенных экономических субъектов. В некоторых случаях инфляционные ожидания могут привести к ситуации, когда экономические субъекты приведут в действие механизм инфляционной спирали, что представляет собой сочетание разных процессов инфляции, в том числе, инфляции предложения и спроса.